МКОУ "Харьковская СОШ" 

 

Методическое

объединение

начальных                      классов

 

 

2011г -2012г

 Проблема школы: Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей и творческих способностей учащихся.

 Методическая тема МО:

«Формирование творческого потенциала учителя в процессе поиска, совершенствования и разнообразия методов обучения и воспитания».

 Анализ методической работы МО учителей начальных классов                                                                    МОУ «Харьковская СОШ» за 2010-2011 учебный год.

Научно-методическая тема школы:

«Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей и творческих способностей учащихся».

 Методическая тема МО учителей начальных классов:

«Формирование творческого потенциала учителя в процессе поиска, совершенствования и разнообразия методов обучения и воспитания»

 

Задачи МО учителей  начальных классов  на 2010 – 2011 учебный год:

-Повысить методический уровень проведения всех видов занятий, способствующих улучшению качества обучения. 

-Обеспечить взаимодействие учителей начальных классов и воспитателей ДОГ «Сказка» по преемственности дошкольного и начального образования.

-Способствовать формированию активной творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей прочной базой ЗУН (на уровне начального образования).

-Осуществить переход на новый учебник «Моя математика».(авт.Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких)

      -Повышать педагогический уровень учителей через курсовую подготовку при  ВГАПКИПРО и создавать благоприятный  эмоционально-психологический климат в коллективе.

 

В начальных классах на начало учебного года обучалось 46 учеников, на конец учебного года 45    учеников. Обучение велось по программе 1-4, в режиме одной смены пятидневной недели. В начальной школе с 1 сентября функционировало 3 класса.                                                                                                   Учителя имеют образование:  среднеспециальное – 3чел.

По стажу педагогической работы:

Свыше 25 лет – 1чел.

Свыше 20 лет – 2 чел.

Первую квалификационную категорию имеют: Опарий А.В., Мироненко С.Н., Коломыц Е.Н.

             Работа МО учителей начальных классов в 2010-2011 учебном году велась по плану и согласно положению.

Приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность всего последующего обучения.

В современной  школе методическая  работа  направлена  на совершенствование  педагогического  мастерства учительских  кадров, включение в педагогический  поиск, применение   ИКТ в образовательный  процесс.

 

При планировании содержания методической работы педагоги старались отобрать наиболее эффективные формы работы:

ü Методическое объединение

ü Теоретические семинары

ü Семинары – практикумы

ü Индивидуальные консультации

ü Работа творческих групп

ü Открытые уроки

ü Аттестация

ü Неделя начальных классов

 

            С целью реализации поставленных задач в работе методического объединения было проведено пять заседаний МО, а учителями определены методические темы.

            Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства, проходя аттестацию на квалификационную категорию.

 

        На  заседаниях  методического  объединения  решались вопросы по  планированию и  проведению недели начальной школы (прилагается план проведения недели начальной школы), делились  педагогическим  опытом работы учителя  начальных  классов, выслушивались  выступления  учителей по  поставленным  проблемам, где впоследствии  решалось использование  опыта  работы в учебную  деятельность педагога. Велись  обсуждения  и дискуссии по современным   проблемам в образовании, по ФГОС второго поколения, выявляли возможные причины  снижения  качества  обучения  учащихся. Профессиональный рост учителей начальных классов осуществляется через организацию и проведение методической недели, «Круглые столы» и взаимопосещение уроков.

На одном из заседаний МО начальных классов была рассмотрена тема: «Организация работы по преемственности между ДОУ и начальной школой» (отв.рук. Мо Опарий А.В., прилагается буклет).  Обсуждение по преемственности велось за круглым столом, куда были приглашены воспитатели и учителя. Совместно был составлен портрет выпускника детского сада, рассмотрены актуальные вопросы. Было запланировано взаимопосещение занятий в ДОГ «Сказка» и уроков в 1 классе, с целью знакомства с будущими первоклассниками и методами работы педагога. В течение  учебного года в школу приглашались дошколята на внеклассные мероприятия.

В этом году впервые провели неделю начальных классов. Каждый день недели был расписан согласно плану (прилагается), а итогом стал день открытых уроков и внеклассного мероприятия «В гостях у сказки», куда были приглашены коллеги из Новополтавской школы. Мироненко С.Н. провела урок окружающего мира в 4 классе на тему:«Окна в окружающий мир», Коломыц Е.Н. – урок математики во 2 классе на тему: «Сложение и вычитание двухзначных чисел», Опарий А.В. – урок математики на тему: «Число семь и цифра 7». С коллегами провели анализ открытых уроков, поделились опытом кружковой работы с гостями. На этой встрече был представлен весь методический материал как учителей начальных классов, так и МО.

Администрация школы, учителя дали высокую оценку урокам, мероприятию,  которые они посетили.

        Из года в год наша школа принимает участие в международных играх-конкурсах по математике «Кенгуру» и по языкознанию «Русский медвежонок». С каждым годом растёт число участников этих интеллектуальных игр. В этом году впервые учащиеся 4 класса приняли участие в марафоне «Твои возможности», который проходил в 3 тура. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов, составили команду и участвовали в районе. Команда была награждена грамотой за участие в марафоне «Твои возможности».

Ежегодно наши ребята становятся призерами зональных и районных олимпиад по предметам среди учащихся начальных классов. В этом году стала призером районной олимпиады по окружающему миру Алжанова Олеся (1-е место, кл.рук. Мироненко С.Н.).

На протяжении всего учебного года в начальных классах велась проверка техники чтения учащихся, результаты которых представлены в справке. С целью повышения техники чтения и воспитания любви к чтению учителя Опарий А.В. и Коломыц Е.Н. практикуют работу ведения читательских дневников среди учащихся. Большинство детей с интересом ведут читательский дневник (делают рисунки к произведениям, записывают интересные выдержки и т.д.). Результатом этой работы становится улучшение качества чтения и повышение техники чтения. (прилагается справка).

В системе уроков прочное место занимают уроки с применением информационных технологий. Исходя из материальной базы школы, учителя проводят уроки с применением информационных технологий (в

частности, используя мультимедийные презентации, материалы Интернета). В каждом классе формируется медиатека (копилка творческих разработок учителя). Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

 Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания в начальных классах, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий.

На одном из заседаний МО учителя начальных классов представили свои отчеты о дифференцированной работе с учащимися, о применении разноуровневого подхода к освоению общеобразовательной программы обучающихся (прилагаются отчеты).

В коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки (взаимопосещения уроков, совместная разработка уроков, праздников, экскурсий, пла­нирований). Учителя не только требовательны к себе, но и друг к другу (анализ откры­тых мероприятий, уроков, утренников), правильно реагируют на критику.

         Педагоги  постоянно работают над задачей формирования творчески работающего коллектива учителей – единомышленников. В этом году преподаватели повышали свой профессиональный уровень, посещая курсы и семинары. Опарий А.В. прошла курсы по теме: «Создание развивающей образовательной среды в современной вариативной начальной школе: актуальные проблемы». На базе нашей школы прошел семинар учителей, работающих по программе «Школа 2100». Коллеги посетили уроки, заслушали отчет работы ШМО нач.кл., ознакомились с опытом работы кружковой деятельности по патриотическому воспитанию и дали высокую оценку работе учителей начальных классов Коломыц Е.Н., Мироненко С.Н., Опарий А.В..

 

На заседаниях МО изучены все методические письма, оказывалась своевремен­ная методическая помощь.

На протяжении всего учебного года велась работа по ФГОС (ознакомление с новым стандартом, изучение  программ).

Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед МО. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах.

Все проведенные уроки и мероприятия проходили на высоком профессиональном уровне, что свидетельствует об ответственном отношении к их подготовке, проведению и мастерстве педагогов.

Учителя начальных классов в течение всего учебного года работали над темами по самообразованию: изучали публикации, делились своими наработками, выступали с докладами на заседаниях МО, проводили открытые уроки и внеклассные мероприятия, посещали уроки своих коллег.

Учителя работали в тесном контакте с учителями-предметниками, с воспитателями ДОГ, что существенно отразилось на качестве обученности детей на­чальной школы.

С первого дня учебы педагогический коллектив начальной школы стремился усилить воспитательный потенциал уроков и внеурочных мероприятий, формировать традиции школы.

Для создания и сплочения детского коллектива активно использовались формы игры и праздника. Ярко, празднично, торжественно прошли дни «Здравствуй, осень золотая», «Новогодний маскарад»,  «День матери», «День здоровья»,  «День пожарной безопасности» (приглашены представители).  Частым гостем в начальных классах стала библиотекарь Зимогляд О.В. Она провела  много интересных, важных бесед с учащимися начальных классов. Например, «Авария на Чернобыльской АЭС», «Герои на страницах книг» и др. Медсестра Заплетина О.в. провела с учащимися беседу о туберкулезе.

Система работы в начальных классах построена так, что все мероприятия готовятся совместно: учитель - родители - дети, что помогает сплачивать детские коллективы.

           Все учителя начальных классов провели открытые классные часы по здоровью. Работа учителей с учащимися не ограничилась только классно-урочной системой работы. Учащиеся начальной школы активно вовлекались во  все внеклассные мероприятия школы: спортивные соревнования, различные конкурсы и выставки, дни здоровья, что способствовало развитию:

  • Ø познавательных интересов и способностей учащихся;
  • Ø творческих способностей;
  • Ø положительного отношения к школе;
  • Ø сохранению здоровья участников педагогического процесса.

         В течение всего учебного года проводилась активная работа по привлечению родителей к созданию единой образовательной среды. Это регулярные родительские собрание и индивидуальные консультации, родительские лектории, привлечение родителей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий.

Для родителей наших учеников у нас всегда открыты двери класса, и если возникает потребность, то родители могут всегда посетить любой урок.

 

Анализируя работу за прошедший год, следует отметить, что поставленные задачи перед МО выполнены.

  1. 1.     Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер, сочетается с работой по самообразованию.
  2. 2.     Повышение квалификации и мастерства педагогов непосредственно в школе позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве ЗУН учащихся, уровне их воспитанности.
  3. 3.     Планомерная методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя, классного руководителя, воспитателя, выявить элементы передового опыта, затруднения в их деятельности, вовремя осуществить поддержку и оказать помощь.

        В планировании работы МО учителей начальных классов на 2011-2012 год необходимо включить следующие задачи:

 

  1. 1.     Вести целенаправленную систематическую деятельность по освоению и внедрению современных образовательных технологий. Продолжить работу по гармоничному развитию личности ребенка через учебно – воспитательный процесс.
  2. 2.     Вести систематическую работу по освоению и применению методов, принципов здоровьесберегающих технологий, повышать эффективность и усиливать активно – деятельностные организации учебного процесса.
  3. 3.     Обеспечить оперативное информирование педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных технологиях, передовом опыте с целью внедрения в практику своей работы.
  4. 4.     Оказывать научно-методическую помощь учителям начальной школы в апробации стандартов второго поколения.
  5. 5.     Продолжать работу по выявлению «одаренных» учащихся, способствовать развитию их творческого потенциала, стимулируя творческую деятельность учащихся.
  6. 6.     Оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем      обучаемости.
  7. 7.     Повышать уровень психолого-педагогической подготовки учителей путем самообразования, участие в семинарах.
  8. 8.     Изучать и внедрять достижения творчески работающих педагогов в практику  работы других учителей.

 

 

Задачи МО учителей начальных классов

на 2011-2012 учебный год:

  1. 1.     Вести целенаправленную систематическую деятельность по освоению и внедрению современных образовательных технологий. Продолжить работу по гармоничному развитию личности ребенка через учебно – воспитательный процесс.
  2. 2.     Вести систематическую работу по освоению и применению методов, принципов здоровьесберегающих технологий, повышать эффективность и усиливать активно – деятельностные организации учебного процесса.
  3. 3.     Обеспечить оперативное информирование педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных технологиях, передовом опыте с целью внедрения в практику своей работы.
  4. 4.     Оказывать научно-методическую помощь учителям начальной школы в апробации стандартов второго поколения.
  5. 5.     Продолжать работу по выявлению «одаренных» учащихся, способствовать развитию их творческого потенциала, стимулируя творческую деятельность учащихся.
  6. 6.     Оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем      обучаемости.
  7. 7.     Повышать уровень психолого-педагогической подготовки учителей путем самообразования, участие в семинарах.
  8. 8.     Изучать и внедрять достижения творчески работающих педагогов в практику  работы других учителей.

Банк данных об учителях МО

 

 

Ф.И.О.

учителя

Возраст

Образование,

специальность

Пед.

стаж

Катего-

рия

Учеб.

нагруз- ка

Доп.

нагруз-

ка

Награ-

ды

 

1.

Коломыц

Елена

Николаевна

40 лет

Ср.спец.,

 

учитель

начальных кл.

21

1

21

Кл.рук 3-4 кл.,

 

Зав.каб.,

 

Кружок

3ч.,

 

Фак.1ч

Благодарности

от комитета

 

2.

Опарий

Анна

Васильевна

45

Ср.спец.,

 

учитель

нач.кл.,

воспит.ГПД

26

1

21

Кл.рук.

1-2.,

 

Зав.каб.,

 

Кружок

3ч.,

 

Фак.1ч

Благодарности

от комитета,

 

Почетная грамота

Министерства

образования

и науки РФ

 

 

 

Сведения о темах самообразования учителей МО

 

Ф.И.О.

учителя

Тема

самообразования

Мероприятия

1.

Опарий

Анна

Васильевна

Проектная технология во внеурочной деятельности.

Самостоятельно разработала программу кружка «Мы – патриоты»,  которая была построена на применении проектной технологии

2.

Коломыц

Елена

Николаевна

Формирование орфографической зоркости у учащихся.

Имеет практические наработки по теме: конспекты уроков с использованием творческих заданий, проблемных ситуаций, групповой и парной форм работы.

 

 

 

Направления работы МО                       учителей начальных классов                   на 2011-2012 учебный год:

 

 

  • методическая деятельность;
  • информационная деятельность;
  • аналитическая деятельность;
  • организационная деятельность.

План работы МО на текущий учебный год

Тема заседания

Цель работы

Содержание

работы

Форма

проведения

Ответственный

1

 

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  - 2. Основные положения

 

 

 

 

 

 

 

Изучить основные положения ФГОС – 2 в условиях реализации образовательной

программы «Школа 2100»

1.  Анализ работы за 2010 – 2011 учебный год.

2.  Знакомство с планом работы  на 2011 – 2012 учебный год.

3.  Знакомство с ФГОС второго поколения

4.  Внеурочная деятельность в школе в рамках ФГОС-2

5.  Аттестация учителей

6.  План проведения предметной  «Недели окружающего мира»

 

 

семинар

Завуч школы

 

Руководитель МО

2.

 

 

Оценивание достижений учащихся в рамках  ФГОС-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показать возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся.

1.  Контроль и самоконтроль учащихся (ФГОС-2)

2.  Требования к оформлению портфолио учащегося (ФГОС -2)

3.  Контроль и учёт знаний учащихся за Ι полугодие 2011 – 2012 учебного года.

4.  План проведения  предметной «Недели русского языка»

 

 

 

Практическое занятие.

Руководитель МО

3.

 

 

 

Планируемые результаты начального общего образования  (ФГОС-2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучить понятие универсальных учебных действий учащихся; показать способы их формирования на уроках в начальной школе

  1. Планируемые предметные результаты начального общего образования по предметам (ФГОС-2)

 

  1. План проведения предметной «Недели по   математике»

 

 

Открытый урок.

 

 Круглый стол.

Учитель 1 класса

Опарий А.В.

 

 

Учитель 4 класса Коломыц Е.Н.

4.

 

 

 

 

Современное понимание образовательных достижений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показать приоритетные цели начального образования в школе

  1. Приоритетные цели курса «Литературного чтения» в начальной школе (ФГОС-2)
  2. Анализ работы за 2011-2012 учебный год.
  3. Контроль и учёт знаний учащихся за ΙΙ полугодие 2011 – 2012 учебного года.
  4. План проведения  предметной «Недели литературного чтения»

 

 

Круглый стол

Учителя начальных классов,

 

 

 

План проведения «Недели окружающего мира» 1-4 классы

 

 

Дата

Тема

Класс

Ответственный

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

«Моя малая родина»  (экскурсия ).

 

1-4

учителя начальных

классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В гости к зелёной аптеке». (беседа)

1-4

Учителя начальных классов,

 

медсестра

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение »