…актическую задачу в познавательную

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;

умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;

освоение межпредметных понятий.

Предметные  результаты

 

Предметные результаты для обучающихся начальной школы определены с учетом содержания учебных предметов. В новом стандарте начального общего образования кроме базовых требований к знаниям и умениям выпускника начальной школы по предметам выделен новый результат «Выпускник получит возможность научиться».

Поэтому задания итогового контроля определяют зону актуального развития ученика («Ученик научится») и зону ближайшего развития («Ученик получит возможность научиться»). Образовательный процесс должен позволить научить младших школьников использованию знаний в нестандартных, неожиданных ситуациях.

 

I.  Требования к предметным результатам

С учетом специфики конкретного учебного курса требования к предметным результатам включают:

умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей;

пользоваться словарями и справочной литературой для школьников;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета данной ступени образования;

умение ориентироваться в базовых понятиях, необходимых для получения начального образования и продолжения образования наследующей ступени;

умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию;

умение работать с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 

Раздел III.

 

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН 

НАЧАЛЬНОГО  ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебный план МОУ «Харьковская СОШ» составлен в соответствии со ст. 9, 13, 14, 15, 32 Закона РФ «Об образовании»  с изменениями и дополнениями на основе:

- Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09 марта 2004 г. № 1312;

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые Приказом Минобразования России от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24 декабря 2010г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»;

-  приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11. 2010 г. № 1247 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 6.10.2009 г. № 373» (рег. № 19707 от 04.02.2011 г.);

- приказа комитета по образованию администрации Волгоградской области от 18.04.2005 г. № 324 «О введении Примерного  учебного плана общеобразовательных учреждений Волгоградской области, реализующих программы общего образования»;

- приказа комитета по образованию администрации Волгоградской области от  31.01.2006 г. № 81 «Об утверждении Примерного  учебного плана общеобразовательных учреждений Волгоградской области для универсального обучения по  программам общего образования»;

 - письма комитета по образованию администрации Волгоградской области от  31.01.2006 г. № 397 (Рекомендации по содержанию пояснительной записки к учебному плану общеобразовательного учреждения)

 

Предметные области

Учебные

предметы

 

Классы

               I

                II

  III

I IV

 

1. Обязательная часть

Количество часов

Филология

Русский язык

5

5

5

5

Литературное чтение

4

4

4

4

Иностранный язык

 

2

2

2

Математика и информатика

Математика (математика и информатика)

4

4

4

4

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

0/5

Искусство

Искусство : музыка

 ИЗО

1

1

1

1

1

1

1

1

Технология

Технология

1

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

 

ИТОГО

21

21

21

21,5

 

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

при 5-дневной учебной неделе

 

 

 

 

 

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

221

221

           21,5

 

3. Часть, формируемая участниками образовательного процесса

 

 

 

 

 

Внеурочная деятельность

4

110

110

110

Направления

Духовно-нравственное

1

 

 

 

патриотическое

1

 

 

 

Художественно-эстетическое

 

 

 

 

Проектная деятельность

 

 

 

 

Спортивно-оздоровительное

2

 

 

 

 

Всего к финансированию

 (5-дневная учебная неделя)

25

332

332

             32

 

 

Учебный план МОУ «Харьковская СОШ» обеспечивает преемственность с рекомендованным для использования в системе образования России решением Коллегии Минобразования России № 11/1 и выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».

Учебный план на 2011-2012 учебный год  предусматривает:

4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов, обеспечивающий введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 1-х классах. Продолжительность учебного года: 1-е классы – не менее 33 учебных недель и 2-4 классы - не менее 34 учебных недель; продолжительность уроков- 40 минут.


Учебный план является одним из элементов Основной образовательной программы, он определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

            Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

            Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

            Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Каждый учебный предмет 1-4-го классов решает собственные задачи реализации содержания образования:

1. Русский язык (обучение грамоте) предусматривает обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст) развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции; во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в восстанавливающие буквы; в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях.

2. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметов в начальной школе, с помощью которого решаются не только узкопредметные задачи, но и общие задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего  воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир.

Основная литературоведческая цель курса в начальной школе - формирование инструментария, необходимого и достаточного для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования.

Основные идеи курса: формирование грамотных представлений учащихся о взаимосвязях мифов, фольклорных жанров и произведений авторской литературы; постепенное формирование базового понятия – понятия художественного образа; обучение младших школьников различать сначала жанры фольклора, затем – жанры литературы при условности жанровых границ и деления литературы на разные типы повествования; помощь младших школьникам в понимании и любви к поэзии, особенностям поэтической формы.

3. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

4. Курс математики имеет цель не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий. Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются:

- в овладении знаниями и умениями,  необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

- в развитии личности ребенка и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей;

- в формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование);

- в развитии приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), а также способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка).

5. Окружающий мир предусматривает формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. Основные задачи курса:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе его жизненного опыта;

- последовательное формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно-популярной и справочной литературой;

- проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;

- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, общества, получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения;

- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

6. Основы  духовно-нравственной культуры народов России воспитывают способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формируют первоначальные представления о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

7. Предметная область «Искусство» включает два предмета «Изобразительное искусство, и «Музыка», развивает способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

8. Технология обеспечивает формирование опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов; первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; способствует освоению конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора. Характерными особенностями являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения; применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей, при решении технических и технологических задач; применение полученного опыта практической деятельности при выполнении домашних обязанностей.

9. Программа по информатике изучается как отдельный учебный предмет за счет часов вариативного компонента со 2 класса. Модуль «Информатика и ИКТ» включается в  образовательную область «Технология». Целью изучения информатики является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них. Обучение информатике направлено на решение следующих задач:

- учить школьников искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;

- формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности;

- дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, сформировать первичные навыки работы на компьютере;

- дать представления об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.

10. Физическая культура способствует укреплению здоровья, гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; формированию первоначальных умений саморегуляции, формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Увеличение двигательной активности, развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания достигается за счет введения практикума по физической культуре «Час подвижных игр».

 

 В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) и осуществляется в рамках системы дополнительного образования.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

 

 

Перечень и характеристика учебно-методического комплекта Образовательной системы «Школа 2100»,  планируемого к использованию в 2011-2012  учебном году в 1 классе:

 

Предмет

Автор программы, учебника

Гриф

Год грифования

Издательство

Наличие в библиотечном фонде

Русский язык           

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

РЕКОМЕНДОВАНО

2010

Баласс

 

Литературное чтение

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

РЕКОМЕНДОВАНО

2010

Баласс

 

Математика  

Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких.

РЕКОМЕНДОВАНО

2010

Баласс

 

Окружающий мир    

А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан.

РЕКОМЕНДОВАНО

2010

Баласс

 

Изобразительное

искусство

О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.

РЕКОМЕНДОВАНО

2010

Баласс

 

Музыка         

Л.В. Школяр, В.О. Усачёва.

РЕКОМЕНДОВАНО

2010

Баласс

 

Технология

О.А. Куревина, Е.Л. Лутцева.

РЕКОМЕНДОВАНО

2010

Баласс

 

Иностранный язык: французский

А.С.Кулигина

РЕКОМЕНДОВАНО

2010

Просвещение

 

Физическая культура

Б.Б. Егоров

РЕКОМЕНДОВАНО

2010

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел IV.

 

Программа формирования

универсальных учебных действий у обучающихся

на ступени начального общего образования

 

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее - программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной о

Конструктор сайтов - uCoz